Следует заметить, что наш путь по Норвегии проходил не по излюбленной туристами западной части страны с соответствующей инфраструктурой, а в той её части, что зовётся Финнмарком, где плотность населения составляет полтора человека на кв.км.
Этот факт скорее воодушевлял, чем настораживал. И к нему я еще вернусь, но сначала о счастье.
Было ли счастье? А может его не быть, если открываешь совершенно новые для себя земли, красота которых просто потрясает?
Даже фотографировать не хотелось, поскольку осознаешь, что не способен передать даже её части.
С этим счастьем понятно, но можно испытать счастье особенное, не для всякого: то, что связано со страхом высоты и езды по краю дороги.
Повторю, это счастье не для всех. Первое время я даже досадовала: «ну что ж никто не мог написать, что будет так страшно»? А кому страшно? Может, и немного таких, как я. В своё оправдание замечу, что по дороге Е69, ведущей К Нордкапу, именно на пассажирском месте всегда оказываешься у обрывистого края фьорда, обратно ехать было гораздо спокойнее.
И очень неприятно отсутствие ограждения по большей части дороги, ну, думаешь, хоть бы маленькое какое-нибудь. Я с немалой благодарностью смотрела на дорожных рабочих (а ремонтируемых участков было не так мало), на тех, кто делал ограждения и что-то типа туннеля, благодаря которым кому-то будет поспокойнее.
Счастье – это хорошо, но в умеренном количестве.
Сейчас модно стало говорить о том, что для счастья надо жить настоящим, не заморачиваясь на прошлом и не загадывая будущее. Но только здесь, особенно при перемещении по о. Магерёйя, я смогла достичь этого состояния, причём без всяких насильственных рассуждений о том, о чём надо думать, а о чём нет. Жизнь проходила со словами старой песенки: «Если ты живёшь и любишь как в последний раз».
Теперь от решения психологической проблемы понятия «счастье» перейдем к физиологическим вопросам, а именно, к энергетическому балансу, который является определяющим в поддержании массы нашего тела. Как известно, для достижения равновесного состояния приход энергии должен быть равен ее расходу. Но так уж развивается цивилизация, что идет она по пути увеличения «прихода» и снижению «расхода», отсюда проблема избыточного веса и сопутствующих заболеваний. В какой-то момент люди это поняли, но добывать себе пропитание, бродя с дубиной по лесу, все же не пошли, предпочитая выправлять сдвинувшееся равновесие диетами и тренажерными залами.
В финской Лапландии тренируюсь закидывать лассо на рога оленя.
Итак, после теоретической выкладки – об энергетическом балансе в Норвегии. Приход энергии (т.е. питание) поступал не совсем так, как планировали. Учитывая, что ночевки предполагались не в местах кучкования туристов, то в приготовлении и завтраков и поздних ужинов рассчитывали на свои силы, для чего перед въездом в страну было накуплено значительное количество провианта. А вот днём вполне можно бы попробовать и норвежскую кухню. Список факторов, которые привели к тому, что блюда норвежской норвежской кухни так и остались в теории, слишком длинный. Он мог бы начаться с того, что с утра наблюдалась несвойственная бодрость, и как следствие, хороший аппетит (те, кто считает себя совами, которые ранним утром чуть живы, поймут насколько непривычен плотный завтрак). Т.о., к обеду есть совсем не хотелось, да по большей части и негде было. Ближе к вечеру очень хотелось домой. Это отдельная тема о тепле и уюте, которые особенно начинаешь ценить в таких местах. И никто бы меня не смог выманить из этого мирка обедом где-то.
Тем более никто и не собирался этого делать, поскольку морская рыбалка на которую особенно не рассчитывали, оказалась успешной. Хотя в жизни не видела такой маленькой трески.
Так что каждый вечер у нас была свежая, только что пойманная рыбка, а не какая-то там свинина. Да еще грибы, привезенные из Финляндии (ну, не удержались, чтобы хоть немного не собрать). Здесь уж калорий совсем кот наплакал.
Кот в Йесваре
Однажды, будучи в Скарваге, мы не прочь были перекусить, но найденное (и похоже единственное кафе) оказалось сказочным рождественским домиком с приятной и радушной хозяйкой, но никак не годилось для обеда. Пришлось довольствоваться кофе с «плюшками».
Уезжать из Норвегии, так нигде и не пообедав, не хотелось. Обратный путь от Нордкапа был неблизкий, так что беспечно решили, что поедим по дороге. И вот тут-то стоит вспомнить о чем написано в начале: о безлюдности этих мест. Конечно, при большом желании и наличии информации, это, наверняка, можно было осуществить, но глядя в окно автомобиля не очень-то. Вобщем, километров через двести я уже судорожно листала туристический буклет, уговаривая: « Еще немного и будет Карасьок, а Карасьок- это го-о-род!». Однако в буклете числилось только 4 ресторана, один из которых работал только в летний сезон, а из 3-х оставшихся один был в том месте, где нам предстояло ночевать, примерно в 30 км от города.
Тридцать километров – не расстояние, если бы не священные места древних саамов.
Хорошо, что запасы пищи с собой были, так что перекусив, решили нормально поужинать, когда доберемся до места ночевки. Правда, хлеб на всякий случай хотели по дороге купить. Могу только сказать: «Ха!». И про ресторан тоже. «Dead-line», однако.
Если с поступлением энергии всё ясно, то с её расходом и подавно.
Итогом были не калории и граммы потерянного веса, а вполне весомые приобретенные впечатления, измерить которые невозможно. Да и надо ли?
У Толкиена есть сказочная повесть "Туда и обратно". Тоже по горам, все здорово и красиво, да и к тому же Тролли настоящие. Только Тролли были по дороге "туда"!!!
ОтветитьУдалитьПонятное дело, что не гастрономическим туризмом там занимались - в такой дорогой стране и в таких ее малолюдных местах. Рабочий день автотуриста на длинных перегонах так обычно и складывается - от завтрака до ужина, а вместо обеда - воздух, вода, фрукты, галеты... И компенсация в виде таких пейзажей, верю что в жизни они ещё более впечатляющие.
ОтветитьУдалитьНо треска всё же завидно смотрится.
Вкуснее рыбы не ела! Люблю морскую рыбу, а у нас всегда замороженная.
Удалить