В заголовок настойчиво просилось что-то типа «К вратам Лапландского ада». Но будем скромнее и прозаичнее.
Озеро Пакасайво (Pakasaivo) полуофициально называют как «Лапландский Ад», что связано с древними саамскими поверьями. Но даже без всякой мистики оно настолько уникальное и интересное, что заслуживает того, чтобы к нему отправиться.
Позволю себе начать с обобщения, касающегося многих природных объектов этого края. Как только оказываешься в Лапландии, так в названиях мест или в историях, с ними связанных, говорится, что они священные. Священные для саамов. Вероятно, позже, когда христианство стало утверждаться на этих землях, эти (зачастую наиболее привлекательные для туриста), места стали связывать с дьяволом, лешим и разной прочей лесной нечистью. Впрочем, жертвоприношения и самих саамов порою были предназначены отнюдь не добрым силам. Так что леса Финляндии и Лапландии изобилуют местами обитания злых духов, с которыми лучше не связываться, либо сразу принести мзду. Наверно, это общее правило социальной организации не только в дремучих лесах.Что интересно, складывается впечатление, что мест поклонения добрым духам нет. Наверно, это тоже общее правило дикой жизни: зачем умасливать доброго духа, если он и так добрый?
Но пока - в сторону потусторонние силы, отправимся к удивительному очаровательному озеру, расположенному в глухих местах Лапландии, где до ближайшего жилого места даже на машине ехать и ехать, уж не говорю сколько на оленях…
Не зря я про оленей. Свернув с более-менее проезжей дороги, дальше только у оленей и можно было спросить: «А верный ли мы путь выбрали, товарищи?» Поскольку те не отвечали, оптимизм появился только после появления хоть каких-то указателей.
Слева вдоль реки – граница со Швецией.
То, что мы прибыли в конечную точку, сомнений не вызывало.
Осталось пройтись по лесу (где-то около 1 км), что само по себе после продолжительного сидения в машине, чрезвычайно приятно.
Особенно, если учесть, что дорожка хорошая, лес светлый, наполненный ароматом хвои, а взгляд застревает на разных мелочах…
Пришли и ахнули. Красота головокружительная!
В смысле голова кружится: смотришь сверху вниз на озеро удивительно-глубокого цвета, в котором отражается небо…
И всё это в обрамлении скалистых берегов.
Чтобы люди со столь ранимой психикой да к тому чрезмерно любознательные не ухнули вниз, сделано надёжное ограждение.
NB. Смотровая площадка – это хорошо, но во второй половине дня солнце било прямо в глаза, поэтому фотографировать было сложно, к тому же деревья мешали. Так что, вероятно, для посещения лучше выбирать начало дня.
Спуститься с небес на землю, т.е. поближе к воде, теоретически можно, практически сложно.
Однако пора пояснить, почему же это озеро получило столь зловещее название как Ад.
Древние жители верили, что в нем обитает дьявол, ибо то, что туда попадает уже никогда не могло увидеть свет божий. Это моя интерпретация того, что жертвоприношения лапландцев в виде оленей и пр. никогда не всплывали. И, вообще, озеро считалось бездонным. Довелось даже читать легенду о том, что там есть некий проход, или второе дно, по которому рыба уходила в другой мир, но перевод с финского (с помощью интернета) был такой невразумительный, что детали я не осилила.
Естественно-научные основания для подобных легенд есть. До сих пор глубину озера так и не измерили – так, примерно метров 90. Сложность заключается в наличии большого количества ила у дна, а где начинается твердое дно якобы неизвестно. Я в такие объяснения не очень верю: либо не очень хотели измерять, либо - афишировать результаты. Ведь сейчас для измерения глубины не обязательно использовать верёвку с грузиком…
Более интересным фактом является то, что в озере существует два слоя воды – поверхностный и придонный, которые между собой не перемешиваются. В верхнем слое (около 12 м) вода чистая, а вот дальше… Дальше настоящий ад – т.е. с большим содержанием серы, точнее сероводорода. Так что то, что попадает в нижний слой, уже не всплывает на поверхность, а навсегда остаётся в толще ила на дне. И так веками.
Мы еще пройдёмся по местам поклонения саамов, но пока возвращаемся к стоянке.
NB В интернете есть информация, что там работает летнее кафе. Может, и работает, но мы его работающим не увидели, так что на него лучше не рассчитывать. А вот если что-нибудь взять с собой, то можно даже разогреть.
Проехав немного, вновь отправляемся в лес.
Чтобы посмотреть еще одно место жертвоприношений – Kirkkopahta, на этот раз это огромный одинокий валун.
Вообще-то, Kirkkopahta - очень странное название для языческого капища, поскольку Kirkkа на финском означает церковь. Получается некое смешение христианства и язычества. Возможно, здесь как раз приносили жертвы "добрым богам"? По крайней мере, по легендам известно, что саамы (даже из Швеции) собирались здесь, чтобы просить о хорошем улове рыбы, о том, чтобы у оленей было пропитание. Может, и еще о чём просили.
Камень, действительно, большой и цельный.
Считается, что он откололся от скалы еще в ледниковый период. Хм. Никакой скалы поблизости не наблюдалось.
Судя по всему, камень не утратил своей функции до сих пор.
Туристы развлекаются? Больше некому. Тем не менее череп животного, некогда обладавшего рожками, был самый настоящий.
Всё с мистикой покончили.
При всём неверии в мистику, все-таки, ночевать бы в таком месте не хотелось.
P.S. Еще одну вещь пропустила, которая в общих впечатлениях утонула тогда, но заставила задуматься сейчас.
Когда видела в натуре, подумала только: "Прикольно". А вот сейчас думаю: "Как это камень может быть полым внутри?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий