Как только пригревает весеннее солнышко, мы начинаем своё
движение. На Север. Первые шаги недалеко, в пределах одного светового дня. Об
истории Карельского перешейка. /И тут Остапа понесло…
Подобно перелетным птицам, каждый год мы устремляемся на
север. В согласии с законом природы. Разве только птенцов не выводим – возраст
не тот. Тем не менее, хочется писать о любви. О любви к северной природе.
Природе неизбалованной, полной достоинства и спокойствия.
«Маршруты выходного дня» не столь продолжительны, как не
столь уж велик и весь Карельский перешеек.
Но он подобен драгоценному камню. Мы, естественно, можем
выбрать какую-то одну грань, например, поехать на шашлыки на природу (после
серой зимы выглядит особенно заманчиво),
или побродить по лесу в поисках грибов (для этого не обязательно ждать осени)
или остатков линии Маннергейма, отправиться покорять пороги Вуоксы.
Много, что
можем, и это будет здорово. Но чем больше граней будет отражать свет для нас,
тем привлекательнее будет «камушек».
Начну с истории, поскольку заблуждений и спекуляций в нашей
голове порой больше, чем реальных фактов. Факты, конечно, можно трактовать
по-разному, но не знать о них всё-таки неправильно. Вопреки широко
распространенному мнению, далеко не вся территория Карельского перешейка
принадлежала Шведского королевству, в состав которого входили финские земли. Да
и входить в состав Швеции стали они только с 1323 г после подписания
Ореховецкого мирного договора. «Финские» земли означают не что иное, как то,
что издавна селились здесь финно-угорские племена: финны на побережье Финского
(естественно) залива, угры – в основном, восточнее, занимая южное побережье
Ладоги, север – это земли карелов. Но если мы будем называть финскими землями
те, где жили финно-угры, то придётся вспомнить, что один из основных путей их
перемещения - с Урала на север и северо-запад…
Есть смысл говорить о границах, когда земли начинают принадлежать
государству. А эти земли, как и вся территория нынешней Финляндии, были
«политическим вакуумом». Мне лично подобный вакуум нравится: люди жили на своей
земле, занимались своим делом, им никто не был нужен, да и они тоже никого не
интересовали. Конечно, это не есть путь прогресса, но зато и «down-shifting» не нужен. Трудно представить, что в современном мире
можно сохранить подобный образ жизни.
Итак, в XIV в. граница между Швецией
и Великим Новгородом была установлена, и проходила она на Карельском перешейке
по реке Сестра: юго-западные земли будущей Финляндии отходили шведам, северо-восточные – новгородцам. Беда
не столько в том, что народ оказался по разные стороны барьера (мне кажется,
финны с их образом жизни это бы не особо заметили), а в том, что люди оказались
в зоне постоянных военных столкновений. Мир, заключенный на века, нарушался, а
страдали не только те, кто вынужден был воевать и погибать из-за чьих-то
указов, но и люди, которые «жили на
своей земле, занимались своим делом, им никто не был нужен, да и они тоже
никого не интересовали».
С этим понятно, но граница, которая здесь пролегла была
значительно глубже, чем деление территории, ибо не так важно, где ты живешь и
чьим законам подчиняешься, как то, что происходит у тебя в голове или в душе.
Здесь же столкнулись две религии: западный католицизм (позднее - лютеранство) и восточное православие. И вот эта граница, которая развела людей,
осталась уже на века.
При шведском господстве финского государства как такового не
существовало. Привожу цитату с финского сайта: «Во время шведского периода,
Финляндия была лишь группа провинций, а не национальная организация. Это
регулируется от Стокгольма, столицы Финляндии провинций в то время». Очевидно,
что не приходится говорить ни об автономии, ни о «великом княжестве» Финляндии
в те времена. Не всем историкам от политики хочется сейчас это признавать.
Во времена Петра I, когда шведов «подвинули» и на этот раз далеко, финские земли
вошли в состав России. Я не случайно написала «финские земли», поскольку сами финны
сумели сохранить свой уклад жизни и независимость и до и, конечно, после
признания автономии княжества Финляндского
при Александре I.
Финские крестьяне никогда не были крепостными, у них всегда
была «своя земля», и они были на ней хозяевами. Это немаловажный факт, особенно
для понимания истории Карельского перешейка. Петр I обладал стратегическим мышлением (в
отличие от многих последующих правителей), и создавая Петербург, осознавал, что
город будет находится в чуждом окружении. Его план прост: он отдаёт участки
земли, не очень-то и большие, но, естественно, не 6 соток, для усадеб своим
сподвижникам. Здесь их называли «мыза». Имея собственный интерес, владельцы уже
не отдадут землю врагу, а заодно и Петербург будет в безопасности. Я думаю,
популярность дач в России началась именно с тех пор, хотя и сейчас, и тогда у
«счастливых» владельцев толку от такого приобретения мало, а проблем выше
крыши. Мне даже не представить, что в те времена могло заставить именитых
сановников, имевших обширные земли в средней полосе России и на юге, заниматься
с/х на скудной финской земле. Сосны, скалы, песчаная почва да кое-где болота.
Разве только высочайшее волеизъявление. Позднее, понятно, - мода. Ясно и
другое: помещики не сами землю обрабатывали. Но вот тут-то и стоит вспомнить,
что местное население никогда не жило при крепостном праве и жить не хотело.
Пришлось для работ привозить крепостных крестьян из российский имений, которые
образовывали целые деревни. Соседство было миролюбивым и дружеским, но были
разные языки, обычаи и религия. Потомкам тех русских переселенцев еще придётся
делать свой выбор.
А в Финляндии, к примеру, появятся замечательные петушки с таким чисто финским
названием, которых туристы с удовольствием покупают.
Не каждый финн объяснит вам, почему они так названы. Но
мы-то сможем побывать в деревне, носившей когда-то такое финское имя, но жили
там российские крестьяне, которые баловали своих детей такими игрушками.
Более известна история «дач», которые приобретались на
побережье Финского залива для отдыха. Мода на них пришла в конце XIX в. Сейчас это «золотая
миля Петербурга» (по определению риелторов). И турист, тот, что не в кедах,
отправится в первую очередь сюда.
ХХ век многое изменил. В 1917 г. «Постановлением СНК РСФСР было
предложено «признать государственную независимость Финляндской республики».
«Пенаты» Репина, например, останутся в Финляндии, и он
никогда не вернется в Россию.
Война 1939 г. и затем Великая Отечественная – это боль,
кровь, страдания. Весь Карельский перешеек – это зона ожесточенных боёв. В 1944
г. был заключен Мирный договор с Финляндией, только здесь в глубине Карельского перешейка почти никого и ничего не осталось. Мирное население ушло в Финляндию
еще в 39-м, а те, кто уходили при наступлении Советской Армии, сжигали свои
дома. Они уходили навсегда.
Тогда же в 1944 г. многие географические названия на
Карельском перешейке были переименованы.
Многие мелкие населенные пункты получили имена погибших бойцов, названия
некоторых рек и озер - это перевод старых финских названий, к примеру, была Линтулайоки
– стала р. Птичья. Некоторые были результатом «полета фантазии» - пос.
Советский, Первомайское и т.д. Еще 2-3 десятилетия назад казалось, что с
прошлым покончено, только нет-нет да выглянут уши, скажем в виде
«Чукоколы»-Куокалы Чуковского.
Однако, историю нельзя вычеркнуть. Можно
переиначивать в угоду интересам, но лучше, все-таки, признавать ошибки, если
они были, и отдавать дань памяти и уважения, тому, что этого достойно. История
финских названий в последние годы дала о
себе знать, и не только потому, что появилось больше людей, которые хотят ее
знать, путешественников в том числе. Здесь (в очередной раз!) главную роль
играет мода и престиж: «круче» купить квартиру в Кивенаппе, чем в каком-то
Первомайском, или иметь дачный дом в Терийоках…
Есть еще один аспект истории Карельского перешейка, о
котором я как-то раньше не задумывалась. Это местные жители «глубинки». Те, кто
веками здесь жил, в основном, ушли, но земля, по большому счёту, никому не была
нужна. Несмотря на призывы, на то, что земли для своих нужд бери, сколько
хочешь, желающих было мало. Уже было упомянуто, заниматься сельским хозяйством
в этом довольно холодном и мало пригодном для него краю – не самое приятное
занятие.
Не спасал положение даже «101 км» (100-километровая зона вокруг
города, где не разрешалось селиться осужденным или отсидевшим положенный срок).
И здесь можно перейти непосредственно к теме путешествий, как говорится, «что
нам мешало, то нам поможет».
Долгие годы этот край оставался почти «дикий», за
исключением редких вкраплений посёлков да садоводческих участков, теснившихся
ближе к городу. Вокруг сосны, скалы, озера!
Дороги, в основном, старые,
финские, но на электричке можно уехать подальше, а там … рюкзак за плечами, палатка
для ночевки и этот мир твой!
Чтобы на всю жизнь в сердце осталась ЛЮБОВЬ.
Я просто в восторге: так классно соединить историю края с личной историей словом "любовь"! Спасибо!
ОтветитьУдалить